Нет, не буду про сам этот фильм. Все помнят, все знают. Крепкий фильм Виталия Мельникова, хорошего режиссера, которого не стало этой весной.
И я знаю прекрасно, так что пересматривал так, для вечернего удовольствия.
Однако подумал теперь: два актера меня тут интересуют сильнее всего. Леонов с Крючковой. Крючкова с Леоновым.
То есть интересуют не только в этом кино, но и за его пределами, благо оба сыграли немало. Леонова я даже видел в спектаклях Ленкома, а в исполнении Крючковой слышал Ахматову.
Так вот.
Ну чтоб совсем просторечно – это два типа актерства, игры. На мой скромный взгляд.
Леонов – он же всегда просто Леонов, который играет кого-то. Короля, директора садика, бургомистра, соседа Бузыкина…
Толстенький, смешной, хрипловатый. Даже жесты его примерно одни и те же всегда – чуть растерянные, неуклюжие.
В чем же прелесть Леонова? Простодушие и обаяние. И еще то, что называется «свой». Мы ведь сходу в нем узнаем этот вечный русский типаж, у нас на даче такой же дядь Коля или в автосервисе мастер Петрович.
И неважно – король он или даже инопланетянин. Просто Леонов.
Но этого все-таки мало, чтобы быть очень классным актером, народным любимцем, ну и так далее.
Один эпизод. Вот его «сын» Караченцов в том самом фильме хочет наутро свалить вместе с Боярским. Пока все спят, и обман не раскрылся.
Выходит Леонов с подушкой: кажется, он и не спал. «Сын» говорит, что им с другом пора. Леонов не спорит, пора так пора.
Но глаза. Этот взгляд. Жалкий, растерянный. Просто взгляд.
И ясно, что от этого взгляда мнимый сын уехать не может. Взгляд – понятие несюжетное, действия нет. Но кажется – именно он тут ломает сюжет. И всю линию раздолбая и циника, что прикинулся сыном ради ночлега.
Сыграть тоску и растерянность одним просто взглядом – это, товарищи, большое искусство.
Пересмотрите, если забыли.
А теперь Светлана Крючкова – совсем иной тип.
Навскидку три очень известных роли. Глуповатая жена Бэрримора, училка мадемуазель Куку в «Безымянной звезде» и разнузданная соседка Наталья в том же «Сыне».
Фильмы одного времени – конец 70-х. Но это три разных женщины. Всё у них разное. Пластика разная и голоса. Как она это делает – фиг ее знает. То есть ясно всё про станиславского, русскую актерскую школу, но все-таки не понимаю. Всех учат, только мало кто овладевает чертовской магией в совершенстве.
Уникальная актриса Светлана Крючкова. Грандиозная. Жалею лишь, что в театре не видел, в ее родном БДТ.
Алексей БЕЛЯКОВ
Свежие комментарии