— Гера, Герасим! — Лена заглянула под стол — пусто.
Вышла в коридор. Обнаружила Ольгу, воюющую с трехлетним Валеркой.
— Да не крутись ты, суй руку в рукав! Кому говорю! Хватит извиваться, как червяк! Пес сейчас не вытерпит и лужу напрудит!
Лена глянула на приоткрытую входную дверь:
— Уже не напрудит! Не дождался вас Герасим — один гулять ушел! Но вы и правда давайте побыстрее. Мало ли что может случиться...
*****
Герасим или, попросту, Гера, появился в жизни Оли, когда той исполнилось десять. Мама сделала дочке на первый юбилей самый желанный подарок.
— Спасибо! Я именно о таком и мечтала! — расцвела счастливая Ольга, прижимая к груди маленькую рыжую таксу.
— Повезло тебе! — завистливо вздохнула Лена. — Мои родители мне собаку ни за что не подарят...
— Ну давай вместе с ним гулять, будешь Герке запасной хозяйкой! — предложила Ольга.
— Да ты ему уже и имя дала! — улыбнулась Олина мама. — А что, подходяще! Очень даже похож на Герку! А если по солидному, то Герасим!
На том и порешили…
И сколько Лена помнила, Ольгин Герка всегда был рядом. Он провожал их в школу, лежал под столом, когда подружки делали уроки, клянчил кусочки, если они садились обедать.
Время бежало, Оля и Лена выросли, каждая пошла своим путем, но дружили они все так же.
Герка постарел, длинный нос украсила седина, он стал больше спать и меньше играть.
Но свою запасную хозяйку Герасим всегда встречал у дверей и провожал на кухню, после чего ложился неподалеку и наблюдал, как подружки пили чай или просто болтали. Иногда подходил, трогал лапой Лену или Олю за ногу и просил свою заслуженную печеньку.
Герасим был одной из вершин треугольника: Оля, Лена, Гера. Но потом Ольга вышла замуж, Лена стала реже бывать у подруги. А вскоре в семье появился долгожданный сыночек Валерка.
И про Геру почти забыли. Да, его также кормили, старались вовремя выводить на прогулки, иногда даже гладили по рыжей седеющей шерсти. Но как бы между делом, торопливо.
Чаще же отмахивались:
— Гер, отстань, не до тебя сейчас! Герасим, потерпи, Валерику еще рано гулять! Герка, хватит попрошайничать! Вот Валерку накормлю, а потом и тебя.
Он не обижался и не злился. Ждал, терпел, не лез. Но теперь он еще больше радовался, когда приходила запасная хозяйка Лена.
Ведь у нее не было маленького человечка, куда более важного, чем старая такса. У Лены всегда было время на Геру. Поэтому он скучал, встречал, по-стариковски радовался ее не частым теперь визитам.
Лена тоже привыкла, что, как только открывается Олина дверь, Герасим цепляется к ней, Лене, хвостиком и всегда-всегда где-то поблизости.
Сегодня все было иначе. Задерганная Валеркиными капризами Ольга забыла закрыть дверь! Лена очень удивилась, когда вышла из лифта и увидела, что дверь в Олину квартиру приоткрыта. Через щель доносился Валеркин вой и Олина ругань.
Лена вошла в прихожую и поинтересовалась:
— Это вы так меня ждете или вообще перестали двери запирать?
Ольга подскочила от неожиданности, прижала руку к груди:
— Ох, напугала! Хорошо, что это ты, а не бандит какой-нибудь! Это же у меня с утра, получается, дверь нараспашку! Мужа провожала, тут Валерка заорал, я к нему бросилась, и дверь, наверное, так и не запрела.
А потом сынуля мне целый день концерты закатывал! Понять не могу, что с ребенком такое?!
Лена хотела было сказать, что меньше нужно баловать любимого Валерика, но решила не ссориться с Ольгой.
— Короче, не до двери мне было! Иди пока на кухню, кофейку там себе налей, а мы с Валериком на прогулку соберемся.
Лена прошла на кухню. Все вроде как всегда, ну, кроме открытой двери... А потом ее осенило: Герасим не вышел навстречу. И под кухонным столом его нет.
Она, забыв про кофе, выглянула в прихожую: Ольга есть, орущий Валерка — имеется, а вот Геры нет!
«Неужели ушел? — удивилась Лена. — Видать, очень ему приспичило, раз не дождался, пока Оля его выведет!»
Тем временем Ольге удалось одеть Валерку. Лена нетерпеливо переминалась в дверях.
— Ну чего ты нервничаешь?! Погуляет пес по двору один! Что с ним случиться-то может?! Дворик закрытый, тихий...
Я тебе секрет открою: сто раз уже его одного выпускала гулять. Ну некогда иногда бывает, хоть ты тресни.
Это признание Лену совсем не успокоило, скорее разозлило:
— Да ты с ума сошла?! Собаке тринадцать лет уже! Видит, наверное, не очень, слышит так себе! Реакции не те! И даже в нашем тихом дворе иногда ездят машины! Да лучше бы ты меня попросила с Геркой погулять!
Ольга, вытаскивая из квартиры сопротивляющегося Валерку, только огрызнулась:
— Все вы советы давать горазды! Сама бы предложила! Ты же у нас вроде как запасная хозяйка!
Лена махнула рукой и побежала вниз по лестнице. Ольгу с сыном можно ждать еще долго. Валерка требовал взять с собой на прогулку санки. Оля объясняла ему, что в сентябре на санках никто не катается. Валера кричал: «А я буду!» И так по кругу.
Ну их! Нужно пойти поискать Герасима. В душе неприятно завозилась тревога, цепляя сердце крючковатыми коготками...
*****
Лена выскочила во двор, усыпанный разноцветными листьями, залитый сентябрьским солнышком, и замерла. У соседней парадной собралась небольшая толпа...
Тревога сильнее вцепилась в сердце. Лена подбежала, раздвинула зевак плечом. На асфальте лежал Герасим. Страшное красное пятно растекалось по асфальту, скрывая желтые листья...
— Зацепил пса и уехал... Сами виноваты, за собаками своими не следят... Умрет, наверное, бедняга... — шелестела толпа.
Лена присела над рыжим тельцем, заглянула в глаза, полные боли и... понимания? «Мне конец...»— читалось во взгляде старого такса.
— Ничего подобного! — неизвестно кому сообщила Лена.
Она выпрямилась: прочь панику, не время! Схватилась за телефон. Набрала в поисковой строке: «Ветеринарная скорая помощь». Поисковик послушно выдал варианты. Лена набрала номер.
— Вызов будет стоить...
— Неважно! Только быстрее!
Лена не дождалась Ольгу с сыном. Скорая и правда приехала быстро. Герку погрузили в машину. Лена вскочила в свою и рванула следом...
*****
Она ждала, пока Герасиму ставили диагноз. Молила собачьего боженьку спасти старичка. И он, похоже, услышал Лену.
— Множественные переломы, черепно-мозговая травма, но надежда есть! — сообщил Лене ветврач. — Что же вы, хозяйка, старика на самовыгул отправили?!
Лена не оправдывалась, не говорила, что она вроде и не совсем хозяйка. Главное, Герасиму дают шанс на жизнь!
Только вернувшись домой, Лена вспомнила, что выключила звук на телефоне, как только вошла в клинику вслед за Герой. Обнаружилась пара пропущенных от Ольги. Лена решила перезвонить.
— Ну куда ты пропала? Мы с Валеркой вышли, а тебя и след простыл! Да, кстати, Герасим так и не вернулся! Загулял, видать, — в голосе Оли не было ни капли беспокойства.
— Загулял... Почти до радуги дошел! — в сердцах сказала Лена.
— До какой радуги? Лена, я не понимаю твоих литературных изысков!
— Гера в реанимации ветклиники. Его сбила машина, пока вы с сыночкой решали вопрос, ездят ли в сентябре на санках... — устало пояснила Лена.
— Насмерть?! — в голосе Ольги, наконец, появилась обеспокоенность.
— Нет, слава богу, но он очень плох...
В трубке помолчали, а потом Олин голос вкрадчиво произнес:
— Ну, если совсем плох, то, может, того... Чтобы не мучился.
Лена застыла с трубкой в руках, не веря услышанному. Оля не могла такое предложить. Ведь речь идет о Герасиме! Друге с самого детства, члене семьи, старом дедушке Гере!
— Ты тоже думаешь, что так будет лучше? — Оля по-своему поняла молчание Лены. — Он ведь вдобавок еще и стар. Пожил свое...
— Можешь считать, что Герасим умер! Во всяком случае, для тебя! И я тоже умерла! — Лена оборвала вызов и бросила телефон на кровать.
*****
А тем временем Герасим совершенно раздумал умирать. Он видел, как плакала его запасная хозяйка Лена. Как обещала врачам найти деньги на все необходимые лекарства и процедуры. Слышал, как она умоляла его:
— Живи, Герка, не смей уходить! На радуге и без тебя собак хватает!
— Да ваш дедок — просто боец! — сообщил Лене врач. — Вот это воля к жизни!
Медленно, но твердо Гера двигался к выписке. И однажды наступил тот день, когда Лене разрешили забрать его домой. До полного выздоровления Гере предстояло пройти долгий путь.
Но главным было то, что он, старый Герасим, нужен и любим. Иногда мучила боль, крутила, не давала спать, но зато он жив! Только одна мысль омрачала Геркину победу над смертью:
«Почему к нему ни разу не пришла хозяйка Оля?»
*****
Ольга отчаялась дозвониться до Лены. Ну не желала подруга отвечать, сколько Оля не набирала ее номер. Оставалось только одно, наступить на горло своей гордости и заявиться к Ленке домой.
Ольга вышла из лифта на лестничной площадке, знакомой с детства, и торопливо, боясь передумать, нажала на звонок. Едва Лена приоткрыла дверь, Ольга всунула ногу в образовавшуюся щель и заговорила. Быстро, сбивчиво, с жаром:
— Лен, ну прости меня! Я понимаю, что ты любила Герку. Я тоже его любила. Ты же мне ведь даже адрес клиники не оставила...
Я бы сама все сделала! Ты была не обязана такую тяжесть брать на себя! Дорого это стоило? Усыпление? Ну давай я тебе деньги верну!
— Стоп! — Лена жестом прервала Ольгу. — Я никого не усыпляла, если ты об этом! Герасим жив и идет на поправку. А ты, если, действительно не совсем всю человечность растеряла, можешь мне на него дарственную оформить, чтобы все по закону было.
Ольга опустила глаза, пара слезинок сорвалась с ресниц и разбилось о серый цемент лестничной площадки.
— Конечно. Я напишу дарственную, отдам его паспорт, и что там еще нужно, — пообещала она. — И, если можно, я помогу деньгами, на Геркино лечение!
Я понимаю, что предательство этим не исправишь. Но я действительно хочу помочь. Не отказывайся, пожалуйста!
Оля подняла на Лену мокрые глаза.
— Вредничать не стану! — кивнула Лена. — Деньги на лечение Герасима, и правда, лишними не будут. А насчет предательства... Сама-то ты себя простишь?
Ольга развернулась и молча, ссутулившись, пошла вниз по лестнице...
Дома ждали муж и сын. Муж думал, что Герасима усыпили, и считал это гуманным. Ольга когда-то была с ним согласна. Сын верил, что Герка убежал в самое лучшее место на земле. И он по-своему был прав.
Только вот почему-то на душе у Оли было очень и очень паршиво.
*****
Герасим поправился, встал на свои четыре короткие лапы. Живет вполне нормальной жизнью собачьего старичка. Иногда что-то побаливает, поскрипывает, частенько приходится наведываться в ветклинику, но на то ему и тринадцать лет.
Ольга помогла оплатить лечение Герасима. С Леной они так окончательно и не помирились. Гера теперь Ленин пес, он никогда не узнал о том, что Ольга готова была его усыпить.
Поэтому, когда они изредка встречаются на улице, Герасим радуется. А Ольга почему-то всегда прячет глаза и куда-то торопится...
Автор АЛЁНА СЛЮСАРЕНКО
Свежие комментарии