Да, друзья мои, у всех свои воспоминания о СССР. Они разные, как все мы. Да и СССР был разный. В 60-е годы был одно, а в 80-е что-то совсем другое. Есть какие-то радиусы и меридианы, которые были неизменны, но это тема для другой статьи. А сейчас о ощущениях и эмоциях. Именно их должна вызывать живопись, как мне кажется. Сразу скажу, что я совсем не искусствовед. Напротив. Наверно гордиться нечем, но для меня Черный квадрат - просто квадрат черного цвета.
Недавно наткнулась на работы художницы из Израиля - Зои Черкасской. И они вызвали у меня как раз полный набор и эмоций, и ощущений. Которыми я спешу поделиться с вами.
Зоя Черкасская родилась в 1976 году в Киеве. В 15 лет переехала в Израиль и стала известна благодаря серии картин про СССР. Не могу сказать, что все работы этой художницы мне нравятся, это нет! Да и не могут мне нравится воспоминания перестройки (тьфу на нее) и конца 80-х - начала 90-х годов (тьфу на них). Но некоторые картины передают настроение и вызывают воспоминания, хотя художница гораздо моложе меня. Например эта картина:
Первая мысль - холодно. Так не хотелось утром откидывать ватное одеяло. И дрожа натягивать колготки. Мне все знакомо. И эти клетчатые тапки с замятыми пятками, и форма на стуле. За окном темень, родители уже ушли на работу... Может это я? Только моложе (С).
И знаете, хорошо что мерзли. Что сами собирались и шли в школу в темноте... В элитных английских школах до сих пор спартанские условия. И холодно, да. А розги (публичные порки) на Западе отменили лишь к 2000-м годам. И (я серьезно!!!) сейчас хотят вернуться к физическому воздействию в школах. Нет, я не за публичные порки. Я против того что родители лишают учителей авторитета и слишком опекают деток. Тем самым делая их слабыми, излишне амбициозными и ни к чему не готовыми. Как у Михалкова:
"...Он растёт, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду."
На этой картинке снова я. Кто бы знал, как я боялась прыгать через этого козла:
Каждый раз удивлялась, как я умудрилась снова удачно приземлиться?! Такое преодоление собственных страхов было. Полезный навык.
А здесь любимые школьные столовые:
В соцсетях, где я встретила картины этой художницы, меня развеселил один комментарий: "а почему у девочки слева в голове топор?" Понятно, что это хвост с бантом, но забавно.
А плакаты про хлеб, как у нас были. И хорошо что были.
А эта история про мальчиков. Может кто-то из взрослых уже мальчиков тоже себя узнает?
Не узнали? А здесь?
И сразу понятно, что гости приехали. Тогда это было обычным делом - гости с ночевкой. Почти в каждом доме была раскладушка. Интересно, а сейчас у вас есть? У меня давно уже нет. Старая пришла в негодность, а новую не покупаю - нет необходимости. А раньше была именно необходимость.
Не только гости были в доме, но и сами мы почему-то раньше предпочитали быть вместе. Вместе смотреть телевизор, вместе есть...
А сейчас я заметила, что даже в семье каждый стал стремиться к уединению. Все сидят за своими компьютерами или гаджетами. Обмениваются иногда дежурными фразами. Не врозь, но и не вместе...
Следующая работа показалась мне какой-то смутно-знакомой... Картина называется "Дискотека 80-х". Вспомнила, что где-то видела похожую фотографию. Поискала и точно! Даже совместила картину и фото - судите сами, похожи?
Художник "переодела" молодого человека с второго плана в свитер с очень знаменитым орнаментом. Эти свитеры конечно имеют право и основания быть увековеченными, ибо были неким символом времени. Вот только мне кажется, что символом не 80-х, а 90-х годов.
А эта картинка интересна тем, что здесь моя стенка. Полированная стенка из дсп под названием "Авангард". С желтым орнаментом. Наверно нечем гордиться, но она до сих пор стоит в моей квартире и служит верой и правдой.
Ну и конечно ковры. Но я уже писала о них в одной из прошлых статей. Однако у меня остался один вопрос к девочкам. Вернее вопрос этот образовался при просмотре вот этой работы:
Девочки, почему нам так хотелось непременно закинуть ноги на ковер?
Кто-нибудь узнал себя на этих рисунках?
Свежие комментарии