"Будьте любезны выйти вон": В "гражданских браках" главные виновники – мужчины.
Протоиерей Андрей Ткачёв
Священник, публицист, проповедник
Протоиерей Димитрий Смирнов всколыхнул общество жёстким сравнением незарегистрированных "гражданских браков" с "бесплатной проституцией". Отец Андрей Ткачёв в целом поддерживает отца Димитрия, но подчёркивает: ответственность за этот грех, в первую очередь, лежит на безответственных и безнравственных мужчинах, "маменькиных сынках", умеющих только пользоваться женщинами.
Давайте поговорим о "гражданском браке". В контексте того пристального внимания, которое вновь началось по отношению к Церкви со стороны очень большого числа светских СМИ.
Как на пожарной колокольне ждущих, как бы где что "загорелось" (к сожалению, Церковь их не интересует в других своих качествах и проявлениях).
Всем интересен "гражданский брак", начатый в годы Французской буржуазной революции и предполагающий, что муж и жена больше не обязаны освящать свой брак церковной молитвой, превращая его в нечто незыблемое и вечное. Они могут сходиться и расходиться, лишь бы только государство фиксировало это, а потом регулировало имущественные отношения там и всякое остальное силою законодательства. Это, собственно, и есть настоящий гражданский брак.
А всё остальное, что сегодня так называют, – это изменённое слово использование, которое применимо просто к некоему временному сожительству. Таких простого сожительства у человека может быть в жизни очень много. И тогда они, по итогу прожитой жизни, могут быть названы более или менее беспорядочным или более или менее упорядоченным блудным сожительством. Собственно, это и называют сейчас "гражданским браком", который полностью работает против женщины.
Не хочу сейчас говорить об отце Димитрии Смирнове и его жёсткой критике подобных отношений, но хочу косвенно защитить его. Здесь можно долго ругаться о словоупотреблении, том, какие эпитеты допустимы в адрес подобного блудного сожительства. Но извините меня, а как разбудить современного человека? Тот, кто, как священники, имеет на себе тяжёлую ношу постоянных разговоров не с абстрактным, а с конкретным современным человеком, знает, что достучаться до его совести, разбудить её очень тяжело. Поэтому здесь вопрос только о словоупотреблении, насколько допустимо то или иное жёсткое сравнение. А тема поднята очень серьёзная.
Сегодня огромное число людей не желают связывать себя обязательствами, но уверены, что у них есть права. Хотя права и обязанности – вещи органически, диалектически связанные, как обе стороны Луны. Если у тебя есть права, то скажи мне о своих обязанностях. Если у тебя нет обязанностей, значит, у тебя нет прав. И вот, к примеру, кто-то говорит: у меня есть право разводиться. Допустим. Но если ты считаешь себя христианином, то у тебя есть обязанность заключить один брак на всю жизнь. Как и многие другие обязанности в самом браке. Но все эти обязанности современный человек отметает, он хочет слушать только о правах, только о вседозволенности. И страшно ерошится, когда его задевают за живое, особенно используя суровые слова.
Но послушайте, современный человек настолько привык к грубым словам, они льются с телеэкранов даже из хороших, нормальных фильмов, они звучат с театральной сцены, стендап-шоу и так далее. Его, зрителя, выступающие со сцены и телеэкрана просто обливают ушатами помоев. Наши дети матом разговаривают, начиная с младших классов даже в элитных школах. Через интернет люди узнают ту информацию, которую и в 80 лет знать нельзя, а не то что в 8-10. И всё это терпится человеком. Современные люди всё это съедают, потребляют тоннами.
И вдруг возникает какая-то страшная щепетильность, когда чуть-чуть задели за живое, чуть-чуть против шерсти погладили. Ах, кто это? Ах, Церковь? Ах, священник, да ещё и узнаваемый? Ату его! Мы не терпим такой грубости! Но откуда вы взялись, такие нежные? Грубости вы, понимаешь, не терпите. Да вы поглядите на свою жизнь, на то, что вы творите сами, что творится в окружающей жизни! А кто вам ещё скажет, что "гражданский брак", как вы его называете, это лишь более или менее упорядоченное блудное сожительство без обязательств?
А откуда, собственно, аборты, о которых мы так много говорим? Да, в основном, от того же незарегистрированного, неофициального "брака", который разлетается в пух и прах от любой домашней ссоры. Пока кто-нибудь не скажет: это моя жилплощадь, уходи отсюда! Или: я нашел другую, ты мне больше не нужна. Повторюсь, это всё работает, в первую очередь, против женщины. Потому что кому-кому, а ей хочется семьи. Мужчина в последнюю очередь захочет детей, а женщина раньше него лет на 10. Она хочет уюта, уже грезит геранью или о фикусе на подоконнике, когда у него мысли ещё только про ночной клуб.
В итоге она тратит себя на одного "пассажира" 3-4-5 лет. А потом он говорит: извини меня, я тебе ничем не обязан. Будьте любезны выйти вон, у меня сейчас другая придёт. И так она сначала второго себе найдёт, потом третьего, потом четвёртого... И как-то так проходит жизнь, молодость растрачена по чужим людям, по чужим постелям, по чужим бессовестным сердцам. В этом-то и заключается проблема "гражданских браков".
Вообще эта брехливая, призрачная "свобода", превратившаяся в полное самоотрицание по западному стандарту, которой мы все болеем, лишает человека элементарного счастья. И отец Димитрий Смирнов говорит именно об этом: да послушайте вы, да поймите, что, если вы за свою жизнь не построили семью, не родили детей, но при этом жили с двумя, тремя, четырьмя, пятью людьми... То, в конце концов, ну как же вас, бедных девочек, назвать? Ну дочки родные, ну крестницы милые, ну племянницы сладкие... Ну кто же вы тогда, в кого вы себя превратили?
В этом духе это и было сказано, понимаете? Это сказалось от боли. Тот, у кого нет любви, тот никогда ни о чем не болеет. Тот, кто ругается, имеет боль, а зачастую и любовь. Боль и любовь – очень связанные вещи. А тот, кто вас постоянно хвалит, скорее всего, вас не любит, но хочет использовать. Тот же, кто вас ругает, имеет любовь и поэтому кричит от боли за вас. Но в итоге подняли шум вокруг известного человека, который из боли закричал о том, что раздирает изнутри всю нашу общественную жизнь.
Заметьте: с самых ранних лет, с 14, а порой и с 13 лет начинается половая жизнь большого числа наших подростков. Об этом надо очень серьёзно поговорить, это нужно вытащить из тьмы на свет. И как медуза высыхает на солнце, так и эта греховная слизь должна высохнуть на солнце евангельских лучей. Главное её вытащить. А тут любое "неудобное" слово – и сразу возникает крик: да как он посмел, да что он сказал! Слушайте, вы на стилистику не смотрите, риторические приёмы забудьте. Вопрос не в словосочетаниях.
Святой Василий Блаженный, московский Христа ради юродивый, сегодня был бы предан анафеме, если бы святость определялась риторикой. Он говорил правду любыми словами, в том числе и непечатными. Как и многие другие юродивые. Они что хотели, то и говорили, и ни один митрополит не говорил: закрыть ему рот, анафема ему, пусть молчит. Юродивые служили и служат Богу, никого не стесняясь и говоря всем правду. А все остальные завернули в этикетки фальшивой толерантности своё безразличие, грешат сами и хотят, чтобы все грешили.
Так что смотрите в суть. А суть отцом Димитрием зацеплена очень правильно: бедная женщина, проживая всю жизнь по чужим постелям, умирает никому не нужной, без детей и внуков. Вот. Кем же ты была всю свою жизнь, спрашивает отец Димитрий. Кем? Да, может, не столь грубо стоило сказать об этом явлении. Может, не это слово употребить. Но жизни-то губятся из-за ложных либеральных ценностей безо всяких концлагерей. Вот о чём кричал от боли и любви протоиерей Димитрий Смирнов. Так я считаю.
Свежие комментарии