На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЖАКА

187 546 подписчиков

Забытая готовальня...

Оказывается, нынешних любителей иностранных слов, легко можно вогнать в ступор привычными для старшего поколения словами: готовальня, кульман, рейсшина. Для нынешних студентов кажется фантастикой, что раньше огромные чертежи на ватмане формата А1 мог сделать любой, без всякого компьютера и плоттера.

Первое знакомство с готовальней произошло, когда у старшего брата появился новый предмет - черчение. Причем готовальню ему подарил дядя, мамин брат. Это был красивый пенал с черным бархатом внутри, где аккуратно, каждый в своей ячейке, лежали инструменты. Примерно такой:

Когда пришло время идти в первый класс, я надеялся что и мне купят такой же набор, да поновее. Каково же было моё разочарование, когда мне купили вот такое чудо-циркуль.

Чтобы было понятна степень моего разочарования, покажу какие готовальни лежали на витрине, в отделе культтоваров универмага:

Ценники на эти готовальни были просто астрономическими для школьника, но все равно хотелось иметь в собственности такую красоту. Для чего школьнику такой набор никто из нас не задумывался - хочется и всё!

Школьный курс черчения нам легко давался. Как-то даже в охотку выполняли задания учителя, ощущая себя заправскими конструкторами.

Совсем другая ситуация была в техникуме. Преподаватель черчения был ярый фанат своего предмета, чего и требовал от нас. Мы так возмущенно  интересовались:  за  что  же  он  так  нас  изводит черчением - мы же будущие связисты, а на телефонных станциях кульманов нет. На это он категорично отвечал:" После техникума поступите в ВУЗы и своей безграмотностью будете позорить меня перед преподавателями ВУЗов. Я хочу, чтобы вас в будущем только хвалили".

По итогам первого семестра только два человека получили "четверки", а все остальные "тройки", причем многие еще и с "хвостом".

При проверке готового чертежа, он сначала ставил замечания карандашом. Если ошибок оказывалось много, то авторучкой размашисто писал на чертеже "Переделать!!!". Приходилось всё начинать сначала.

Может так бы сгинули от бессонных ночей над чертежами, если бы не студенческая смекалка. Естественно, никто второй раз не чертил деталь с кучей вспомогательных линий. Снимали створку окна (у меня был огромный кусок оргалита - прим. Дарья), клали на табуретки, ставили вниз настольную лампу и получали замечательный прибор "Дралоскоп".  Чертеж копировался за час с копейками.

Самые грустные времена наступили, когда чертежи требовалось еще и тушью обводить. Тут, в случай промашки, уже ластик не спасет. Несколько раз приходилось снова перечерчивать лист формата А1 через "Дралоскоп" из-за неосторожной кляксы. (Прямо не знаю, в каком году автор постигал тонкости черчения, если даже в 1977 году не требовалось уже тушью линии на чертеже обводить!..  Хотя,  это  могло  зависеть  от конкретного  учебного  заведения  -  где-то  требовали,  где-то  нет... - прим. Дарья)

Преподаватели черчения тоже не дураки и догадывались о способах копирования чертежей. Если нет следов от вспомогательных линий, отверстий иголки циркуля, сразу накладывал резолюцию через весь чертеж "Перечертить не убирая вспомогательные линии!!!". Мы быстро усвоили урок и скрупулёзно протыкали ватман в точности с оригиналом, да еще преднамеренно подрисовывали кусочки вспомогательных линий. При проверке: "Ой, простите, пропустил случайно, сейчас же сотру ластиком"-тут уж преподаватель однозначно не отправит перечерчивать.

Ну  и  о  забавных  моментах:

Девчонки безумно любили чертежные готовальни, за наличии в них рейсфедеров.
Они гораздо лучше справлялись с выщипыванием бровей, нежели инструменты из косметичек.

Мы, как и все нормальные студенты, дипломы писали в самые последние дни. В приложении к диплому три индивидуальных чертежа формата А1. Мы с другом, в его огромной квартире, до утра трудимся над чертежами. Усталость такая, что хоть в глаза спички вставляй и от кофе никакой пользы. Тем не менее, я очередной раз машинально готовлю себе кофе и через какое то время делаю глоток-сонливость сняло махом, глаза по 5 копеек. Вы не представляете как бодрит кофе, если перепутать сахарницу с солонкой.

После защиты диплома чертежи надо было сдавать. Мы вызвались отнести собранные чертежи в учебную часть и по дороге умыкнули свои чертежи. С этими чертежами и с продуктовым набором из гастронома отправились на дачу к сокурснику. Там и отметили защиту диплома и завершения чертежных мучений: на ватманах, с которых только вчера сдували пылинки, мы чистили селедку, в отместку за вагоны потраченных нервов))))

А ведь для многих тысяч людей черчение было профессией всей жизни.

Глядя на это невольно задаешься вопросом: а нужно ли сегодня черчение нынешним студентам? Моё мнение: обязательно нужно умение читать чертежи и..... умение от руки нарисовать эскиз. Это замечание специалиста по Автокаду: к нему частенько обращаются сделать чертеж детали, но просьба нарисовать эскиз загоняет "просильщиков" в тупик.

Ну и, напоследок, вопросик к Вам:  кто  сможет  вспомнить названия инструментов, входивших в готовальню, изображенной на заставке? Только не надо умничать и писать типа: "под номером 3 эт тож самое, что и 2, только короче!" или "вон та хреновина, похожа на вон ту фигню... как же её... а! нет..."

                                      Всем  добра  и...  успехов!

Картина дня

наверх