На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РЖАКА

187 496 подписчиков

Свежие комментарии

  • Элеонора Коган
    Да. в детстве всё было вкуснее.Шелковица... Детс...
  • Элеонора Коган
    НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН, ВРАЧИ-САХАЛИНЦЫ, СПАСЛИ ПАРНИШКУ!!!!А ТАМ, НАВЕРНОЕ. И СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА.Горжусь вами, сах...
  • Eduard
    Ай да Катерина,ай да"подушки безопасности"!Я серьезная взрос...

Арбат. Воспоминания художника. Прикольные случаи из жизни...

Валерий Махатков

 Среди художников был некий Миша Бабаян *. Молчаливый, обычно замкнутый в себе, он не любил приглашать людей на портрет и вообще общаться с ними. Ему пришлось соорудить такую рекламу, мимо которой, как он думал, не пройдёт никто. Прямо над этюдником у него возвышались копии тех удачных портретов, которые были нарисованы за несколько последних лет; вперемешку с ними – вырезки из газет с упоминанием о его выставках, всевозможные отзывы и фотографии.
      Но большинство людей всё равно проходили мимо. И только некоторые, обратив внимание на обилие пёстрых листов разного масштаба, останавливались поглазеть на это двухметровое диво, прозванное на Арбате «Драконом». Вот тут-то и наступало Мишино время. Он подходил, мягко обхватывал человека за талию и, не глядя в лицо, говорил:
- Давайте я Вас нарисую.
      При этом он не сильно, но довольно уверенно тянул человека в раскладное кресло, предназначенное для клиента. Некоторые девушки, смеясь, выбирались из захвата и убегали, мужчины разнимали руки Миши и уходили, но бывали и такие, которые поддавались на это экзотическое приглашение и садились позировать. Процесс рисования проходил без слов. Если модель интересовалась ценой портрета до начала или во время работы, цифра могла быть одной, а если портрет был уже нарисован, то он мог слегка и подорожать.

     Однажды Миша, обнаружив возле своего этюдника очередного зеваку, привычно приобнял его за талию и, произнеся своё обычное «Давайте я Вас нарисую», потащил к креслу. Но фигура не двинулась с места. Миша было поднажал, но и это не помогло. Тогда он поднял голову и оторопел: перед ним был здоровенный мужик в джинсовом костюме, в куртке нараспашку и с начатой бутылкой пива в руке. Бабаян начал было разжимать руки, как мужик произнёс:
     - Ну давай, нарисуй.
Немного подумал и добавил:
       - А если будет непохоже, я тебя ухайдохаю…! 
      При этом мужик так усмехнулся, что Миша понял: этот не соврёт.


      Пришлось вести полупьяного клиента на посадку. Мужик плюхнулся в кресло, и оно под ним тут же развалилось! Клиент грузно покатился через спину в траву газона, сделав полный оборот. Интересно, что пива он при этом из руки не выпустил, только облился слегка. Великан рыча поднялся и пошёл на Мишу с недобрым прицелом. Бабаян быстро схватил свободное кресло соседа-художника и поставил его на место своего, погибшего. К этому времени люди уже с интересом наблюдали за происходящим. Мужик нехотя и с опаской сел в предложенное кресло, которое хоть довольно отчётливо и заскрипело, но выдержало вес. 
      Миша занял место напротив и взялся за карандаш. Мужик начал успокаиваться и потягивать пиво из горлышка. Затем он отставил бутылку, а немного погодя уронил голову и уснул. Его лицо свесилось почти до колен и рисованию не поддавалось. На листе ватмана у Миши был изображён только один глаз, да и тот – мутный. Тогда Бабаян подполз к ногам мужика и практически лёжа на спине начал вглядываться в его лицо с закрытыми глазами и отвисшими губами, которое к тому же было в тени. Миша периодически выпрямлялся, что-то дорисовывал и снова полз под модель. Заинтригованная публика ждала развязки сюжета. Наконец портрет был дорисован. Сравнивать рисунок с оригиналом никто из зрителей не решался.
      Миша положил карандаши на этюдник и быстро пошёл по художникам:
- Меня сейчас бить будут, - без сомнения в голосе заявил он, - не могли бы вы подойти?
       Коллеги стали подтягиваться к месту создания шедевра. Хоть Бабаян и жил без друзей, но отдавать его на самосуд кретина никто бы не позволил. Миша подошёл к спящему клиенту и начал его осторожно расталкивать. Но тот спал убойным сном.
 - Кто же так будит?!- закричали из толпы.
     Двое парней подошли к мужику и крепко его встряхнули. Клиент начал просыпаться, обвёл вокруг себя непонимающими глазами и зевнул.  Но как только увидел Мишу, мгновенно оживился.  Он посмотрел на мольберт, на лист бумаги, не глядя, сгрёб его пятернёй, скомкал, швырнул в лицо Бабаяну и начал угрожающе подниматься. Но как только мужик взмахнул рукой, на нём повисло с десяток художников. Тогда он крякнул, стряхнул с себя всю ораву и снова направился к Бабаяну. Снова размахнулся, но вновь на нём оказались Мишины спасители. Толпа гудела. Мужик резким движением освободился от художников, плюнул и пошёл восвояси.
      Три дня после этого Миша, прежде чем пригласить очередную модель, смотрел: кто перед ним. Но только на три дня ему и хватило этого урока! 

 

 
                ***
      Весёлые и одновременно грустные сюжеты встречались на Арбате сплошь и рядом. Так, однажды наш художник Олег рисовал приезжего кавказца. Рядом находилась его супруга, стройная горянка. Был прохладный летний вечер. Мягкий рассеянный свет дополнял уютную творческую атмосферу. Горели только витрины и лампы на узнаваемых столбах – визитных карточках этой уникальной улицы. Постепенно, как водится, рисующего художника и его модель стала окружать публика. Кавказец занервничал: ему не нравилось, что кольцо зевак сужалось и становилось всё плотнее. Он, с багровеющим лицом, пристально следил за тем, чтобы зрители, особенно мужчины, не приближались к его жене. Олег тоже стал слегка краснеть, потому что мужчина перед ним уже не позировал с неподвижным выражением орла, как вначале, а крутился во все стороны, при этом мимика его лица менялась в диапазоне с пренебрежительной до откровенно-злобной. Наконец его жена догадалась встать позади мужа и положить ему руки на плечи. Тот стал немного успокаиваться. Но тут откуда ни возьмись появилось одно из тех исчадий, которые всегда тонко чувствуют не только свой час, но и своё мгновение. Молодая женщина ничем не выдавала своей ядовитой начинки, пока не поравнялась с толпой, окружавшей Олега. Она на всём ходу попыталась разглядеть сквозь многослойную публику, что происходит; и ничего не увидев, но как-то смекнув, что рисуют портрет, громко заявила:
- Не похоже!
- Много ты понимаешь! Дура! – закричали на неё из толпы истовые ценители искусства.
- Она даже не видела рисунка! – продолжали возмущаться зрители, - специально стерва портит людям малину! Не обращайте на неё внимание!


      Но было уже поздно. Кавказец встал, посмотрел на свой незаконченный портрет и тоже заявил:
- Не похоже!
      Олег начал потихоньку заводиться.
- Где именно не похоже? – спросил он.
- Да везде! – кавказец водил рукой по нарисованному лицу, - видишь, и здесь не похоже, и здесь, и здесь – не я!   
- Давай я закончу портрет, а там посмотрим! – предложил Олег.
Мужчина нехотя сел на место, но позировать по-прежнему у него уже явно не получалось. Немного погодя он снова встал, взглянул на рисунок и загорячился:
- Ничего у тебя не выйдет, - сказал он Олегу с усилившимся акцентом, в который читателю лучше не вникать, - прошлый раз и то лучше было!
       Олег тоже встал.
- Скажи лучше, что не хочешь платить, - сказал он.
- Я могу заплатить не сто баксов, как договорились, а тысячу, но за похожий портрет! – орал кавказец, - а этот совсем на меня не похож!
      С этими словами он достал из кармана пачку долларов, потряс баксами над головой, повернувшись влево и вправо, и снова засунул богатство в карман.
      Жена кавказца принесла из ближайшей парикмахерской небольшое овальное зеркало и протянула его мужу. Тот начал пристально разглядывать себя и сравнивать с изображением на бумаге. Напрасно публика пыталась объяснить ему, что зеркальный портрет и рисованный портрет не могут быть абсолютно похожи, что есть определённые условности. Страсти только накалялись!
- Так ты берёшь или не берёшь свой портрет? – трижды прокричал Олег кавказцу.
- Нэт! – каждый раз кричал в ответ кавказец.
       Тогда Олег молниеносно схватил портрет, порвал его пополам, потом ещё раз, ещё и ещё…, пока ватман рисунка не превратился в мелкие клочки. Затем он с размаху бросил их на асфальт и вытянул указательный палец на кавказца:
- А ты, жмот, подавись своими баксами! Быстрее удушишься, чем заплатишь!
      Глаза кавказца вылезли из орбит и стали оловянными. Он выхватил из кармана доллары и стал рвать их с такой скоростью, что остановить его не мог никто. В мгновение ока баксы превратилась в прах, который тут же был яростно брошен поверх портретной рванины. Все замерли. В наступившей тишине было едва слышно, как шелестели перемешанные остатки русского искусства и заморской валюты. Кавказец взял жену за руку, и они стали решительно уходить из плотного круга собравшихся.
     Какой-то подросток не поленился собрать зелёные клочки в прямоугольники, на каждом из которых было одно и то же изображение - портрет Вашингтона:
- Три по одному доллару, - объявил он результат. Толпа дружно захохотала.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх